Технология изготовления

Кресты, иконы, все вопросы связанные с металлопластикой

Модераторы:
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Ответить
Тот самый Михалыч
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 17:07
Репутация: 1

Технология изготовления

Сообщение Тот самый Михалыч » 30 окт 2019, 09:17

Технология изготовления
Обретая государственность, Древняя Русь вливалась в общий культурный круг Византийской империи и других государств Европы, находящихся под влиянием культуры величайшей империи средневековья. На протяжении многих столетий культура Римской империи, впитавшей в себя культуры разных народов, оказывала влияние на своих ближайших и дальних соседей. Иногда это было влияние уже переработанных другими народами образцов римской культуры.

Славяне не были исключением и учитывая развитие их культуры со времени великого переселения народов, многие образы римской культуры были ими хорошо усвоены и адаптированы к нуждам славянской культурной традиции. Поэтому в период двоеверия, после принятия христианства, наблюдается большое сходство символических образов, как в образцах византийского христианского искусства, так и в символике славянской языческой религии.

Изготовление изделий с помощью матриц и пуансонов очень древнее изобретение ремесленников. Такой способ производства позволял создавать однотипные изделия в довольно большом количестве, что обеспечивало потребности членов общества.

Наряду с чеканкой и гравировкой, еще более древними способами создания украшений, матрицы были основными средствами производства для множества мастеров - ремесленников различных народов древности. Конечно особые заказы власть имущих выполнялись ювелирами индивидуально, но и ювелиры использовали матрицы. Таким образом изобретение матриц стало первым шагом к созданию массового искусства. Особенно широко матрицы использовались для работ в технике басмы (в переводе с турецкого басма означает оттиск). Басма это ручное тиснение на тонком листовом металле. Главным в этом процессе была матрица, она могла иметь выпуклый рельеф или вогнутое изображение различной глубины в пластинке металла. Основным металлом для отливки матриц в древности была бронза. Сплав был достаточно прочен и выдерживал большое количество выколоток. Материалом, через который производилась выколотка изображений был свинец, пластичный, легкоплавкий, он позволял много раз его использовать при чеканке. В отсутствии свинца использовалась и толстая кожа, особенно у кочевых и полукочевых народов, и мягкое дерево. Продавливали рисунок и при помощи костяных палочек.

При использовании матрицы, наиболее четкое изображение получалось с внутренней стороны изделия и поэтому, в некоторых случаях, мастера применяли дополнительную прочеканку лицевой стороны.
оворя об использовании матриц древними мастерами, нельзя обойти вниманием и тему литых предметов, тем более, что мастермоделью для формовки при литье довольно часто служили матрицы изделий. Но существовал и особый способ изготовления, при котором форма изделия вырезалась в мягком камне и даже дереве.

Приведу цитату из прекрасно аргументированного исследования Н. В. Рындиной «Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв.»: «До XII в. литье в каменные формы применялось редко. Самая ранняя форма новгородской коллекции относится к концу XI - началу XII вв. Это односторонняя форма для литья конусовидных пуговиц. Как показывает новгородская стратиграфия, с XII в. количество каменных форм возрастает. Появляются формы для отливки объемных вещей со сложной орнаментацией (перстни, бусы, височные кольца). Для более плотного соединения створок формы начинают применять свинцовые штифты, укреплявшиеся в углублениях смежных створок. Это значительно улучшило качество отливок. Особенным мастерством и тонкостью исполнения выделяются трех - и четырехсоставные формы, служившие для литья «на выплеск».

Особый интерес для истории древнерусского литья представляет створка деревянной формы, найденная в слое XIII в. Это полуцилиндрический брусок размерами 95х34х17 мм. На плоской стороне бруска прорезаны два одинаковых углубления, служивших для отливки бляшек в виде четырехлепестковых цветов с полушарной выпуклостью в центре. Одно из них сохранилось целиком, лепестки другого повреждены, так как один край формы обломан. К каждому из углублений со стороны полукруглой грани формы подведен короткий, широкий литник.

Наличие литника убеждает нас в том, что форма была двухстворчатой. Моделирование подтвердило возможность отливки в деревянных формах изделий из оловянно-свинцовых сплавов с невысокой температурой плавления. Происходящее при заливании металла незначительное обугливание стенок формы не препятствует литью.

Полностью устранить обугливание удалось нанесением на стенки формы растворенного воде порошка мела. Хорошие результаты дало пропитывание стенок формы растительным маслом. И в том, и в другом случае форма прекрасно выдерживала многократное соприкосновение с расплавленным металлом». Следует добавить, что ещё в начале XX века, на русском севере, деревенские мастералитейщики отливали маленькие иконки и кресты для продажи на ярмарках или разносчиками - офенями, используя очень твердую сердцевину гриба-паразита (трутовика) живущего на деревьях (в
основном березового трутовика) по очень простой технологии.

Срезанный гриб распиливали на две половинки, вываривали, и в размягченные части вкладывали матрицу-образец. После этого, створки очень плотно сжимали, чтобы получился четкий оттиск, и сушили в печи по особой технологии. Готовая форма позволяла сделать несколько десятков отливок хорошего качества из легкоплавкой латуни, с температурой плавления гораздо выше, чем у оловянно-свинцовых сплавов. Конечно у каждого мастера были свои секреты, передававшиеся из поколения в поколение.
Изготовленные ювелирами уникальные, штучные предметы иногда копировались с помощью матриц. Недостатком изделий отлитых по оттиску в глиняной массе, является не четкое, смазанное изображение деталей. Другое дело оттиск в воске. К примеру, оттиск готовой лунницы можно было сделать в восковой пластине с последующей правкой рисунка. Получившееся вогнутое изображение на восковой пластине, с прикрепленным литником, отливалось в медном сплаве, с потерей восковой модели и получалась готовая матрица. Теперь мастер мог выколотить лицевую сторону лунницы. Но этот, достаточно трудоемкий, процесс был оправдан только тогда, когда мастер изготавливал пустотелые изделия из драгоценных металлов. Для литья в медно или оловянисто-свинцовом сплаве мастера предпочитали использовать каменные формы с вырезанным рисунком (А, Б). Безусловно эти изделия литейщиков выглядели грубовато по сравнению с замечательными произведениями мастеров - ювелиров.

Следует подчеркнуть, что хорошая отливка, близкая к оригиналу, могла служить мастеру в качестве матрицы или мастер-модели для последующего копирования изделия.
Автор: А.Н. Спасённых
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041019/44 ... 0LXr5MGYAE

Ответить

Вернуться в «МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»