Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Ответить
Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:05

Забытые острова Финского залива.
Часть вторая. «Вперед, исполнять мечту!»
Артём Хуторской, фото автора.

Заканчивалось лето 2013 года. Со дня на день дети должны были пойти в школу. Буквально пару дней назад мы вернулись из Карелии на машине, да ещё предварительно окунувшись в мир острова Гогланд. Красота! Сколько воспоминаний! Какие фото понаделали! Но, отпуск прошёл, надо готовить материалы и фотографии для репортажей – заметок путешественника.
Включаю компьютер, не прочитанных писем – тонна. В общем, за работу! Тут что-то в памяти всплыл вечер у костра на Гогланде, когда я услышал географическую байку про остров с пушками – Большой Тютерс. А чего я, собственно, теряю? Ну, забью название в поисковике, найду – не найду фото, легендой больше – легендой меньше.
Каково же было мое изумление, да просто рот открылся, когда ключевой поиск в Сети выдал мне фото с этого самого острова Большой Тютерс: пушки. Не одна, не две, даже не три. Некоторые - целые! Вот тебе и легенда «чудо-остров». Быль! Полтора десятка фотографий ясно и четко демонстрировали, что чудеса бывают, и даже регулярно. Не успел я отойти от радостей по поводу сбывания очередной семейно-бытовой мечты, а тут уже замаячила новая, ну, казалось бы, совсем несбыточная – попасть на этот остров, все посмотреть самому и потрогать. Извиняюсь, что сам себя цитирую, (живой классик, чего говорить), но в первой части своего «островного цикла» я сказал, что «грезил увидеть в чащобе такие места, где Отечественная война замерла прямо на излете, в момент ее окончания, сразу после боя». Вот на этом самом острове война и замерла. Крепко и надолго.
Пару дней прошли в семейных дискуссиях, просмотре фотографий из Сети, идентификации пушек. Да, нечего сказать: «Заповедник войны». Вообще, по состоянию на начало 21-го века на земле таких мест, по моей скромной оценке, осталось три: некоторые острова в Тихом океане, Курилы да…Большой Тютерс! Всё! Да вот, в чём дело: на Тихом океане техника американская и японская, хорошо поеденная солью и песком, да и для коллекционеров, поисковиков, реставраторов мало, скажем прямо, интересная. Всего названного и «на ходу» еще достаточно, особенно в США. На Курилах есть техника, сам фото видел в Сети. Да тоже проблемка – побитые японские лёгкие танки. «За океаном телушка – полушка…». Дальше все знают.
Большой Тютерс сразу вырвался в бесспорные лидеры конкурса «Заповедник войны – наследие предков». Это я сам только что такой конкурс придумал. Причём, сам перечень сфотографированной техники наводил на мысль, что попахивает сенсацией. Ну, где сегодня можно увидеть целую немецкую зенитку «8-8», как ее называли немцы, и специальный прицеп для ее перевозки?? Зенитку – это да, можно. Одну единственную, в частном музее техники Вадима Задорожного. Правда, нашли её не поисковики российские где-нибудь на Смоленщине, а сам хозяин музея приобрёл ее где-то за границей. Абсолютно целую и отреставрированную. А вот специального прицепа для неё нет ни одного в России. Не сохранилось. Всё пошло в переплавку после войны. А как при советской власти к этому всему «трофейному» относились? Ясно как – хлам войны, «фашистский металлолом». Практически ничего не оставили власти потомкам. Зачем? Чего там интересного? Любуйтесь и гордитесь нашей техникой, дошедшей до Берлина. Не надо восхвалять нацистов!
После первого шока от увиденного, прошло буквально несколько дней, когда раздался звонок на мобильный. Звонили ребята из Российского географического общества (РГО), из Питера. Новость была из разряда «в Пензенской области сотрудники ГИБДД задержали трёх инопланетян. Летающая тарелка доставлена в областное управление полиции». «Географы» сообщили мне, что по программе комплексной экспедиции «Гогланд», в которой наша семья приняла участия и посетила одноименный остров, планируется посещение и изучение остальных «внешних островов» Финского залива. Я включён в состав «разведгруппы РГО». Я чуть со стула не упал, у компьютера, где печатал материалы по вояжу на Гогланд…
Срочно были оформлены все необходимые документы для прибытия на острова. К сожалению, это заняло слишком много времени. Лето уже кончилось, Балтика осенью – не подарок. А до штормов и мокрого снега оставалось совсем недолго ждать. Не волнует! Хоть в метель, хоть по льду, но я должен там побывать!
Обсудил с организаторами экспедиции все детали, прикинул объём снаряжения, необходимого для автономного проживания на островах. Сидим, ждём разрешений, уточняем сроки, собираем барахлишко. Даже не верится, такого не может быть! Это всё происходит не со мной.
И вот наступил день начала исполнения Мечты. Да, с большой буквы. Я жду такси до вокзала. Ранним-ранним утром присел «на дорожку», взвалил на себя рюкзак (42 килограмма) и отправился в путь, на Забытые острова. Дорога на «Сапсане» позволила «покемарить». Сон в поезде, да, собственно, как и все сны предыдущей недели были посвящены новым открытиям на островах. Грезились стройные ряды пушек, изготовленных для стрельбы, склады амуниции, танки с полным боекомплектом, подводные лодки, в отсеках которых на столах лежат игральные карты с дымящимися сигаретами и прочая аналогичная дребедень. Вспоминать смешно. Думаю, многие поймут, из тех, кто сам сильно о чём-то мечтал и достигал цели.
Три дня провёл в Питере, не могли выйти в море, штормило. Каждый день простоя уменьшал время экспедиции. Было очень грустно это осознавать, но повлиять на события не мог никто, разве что старик Нептун. Но питерское РГО уведомлений ему не направило, мер по успокоению Балтики предпринято не было. Ладно, зато нагулялся по городу пешком, посетил несколько музеев. Целый день провел в Артиллерийском музее. Фотографировал всё, что годится, для просвещения в вопросах «пушечного дела». Надо сказать, что всё, что там увидел, помогло мне в дальнейшем для работы по идентификации островного железа. Раньше, признаться, я имел поверхностное представление об артиллерийских системах Германии, не говоря уже о специальных прицепах, представленных на острове.
Познакомившись с капитаном корабля, зафрахтованного РГО для выполнения задач нашего проекта, мы собрали небольшое совещание, чтобы определить план и порядок посещения островов. Времени было просто в обрез, поскольку львиная доля срока ушла на оформление документов и ожидания у моря погоды – в прямом смысле. В итоге, о десяти островах можно было забыть: с дорогой туда-обратно и на посещение четырёх островов вышло дней шесть – «галопом по Европам» – и то спасибо судьбе.
Подготавливая этот материал, я для себя решил, что Вторая часть рассказа будет не последняя. Наша небольшая сентябрьская разведка островов не позволит в полной мере рассказать уважаемому читателю всё, что можно, об истории и нашем исследовании забытых островов. Ну, сами понимаете, что может поведать путешественник, пробывший несколько часов на острове, чьи пять сотен лет общения с человеческой цивилизацией заслуживают отдельной книги. Как можно сказать «а» и «б», но не иметь данных дойти до «я». Это будет выглядеть, как поверхностное, не профессиональное исследование, с неполной подачей материала. Так что, да поймет меня читатель, в двух словах о четырёх островах.
В пути следования до островов было принято решение не швартоваться на Гогланде. Седой Старик – исполин, к сожалению, расположен западнее основной группы островов, что потребовало бы уйму времени на переходы между ними. Рассчитав время в пути, чистое время на посещение четырех островов, получилось, что оптимальным вариантом базирования является остров Мощный, находящийся примерно в центре всей островной группы. Тем более что там есть причал, две воинских части и возможность постоянной стоянки нашего корабля.
Выйдя под вечер из Питера, мы прибыли на Мощный только утром следующего дня. На борт сразу спустились двое пограничников, проверили у всех документы, пояснили порядок поведения в пограничной зоне и правила передвижения по акватории. Мы – законопослушные граждане, нам два раза объяснять не надо…
Первое, что поразило при швартовке – убогое состояние причала. Судя по всему, шторма и «недостаточное внимание» военного руководства не оставляли надежды на то, что сия благодатная пристань продержится в рабочем состоянии более, чем лет пять-семь. Перескакивая с рюкзаками по вздыбленным бетонным плитам пирса, нам казалось, что здесь вообще нельзя переждать шторм ни одному классу кораблей. Мы ошибались. В один из вечеров на нашем корабле капитан продемонстрировал любительскую видеозапись процесса швартовки боевого корабля береговой охраны в сильнейший шторм. Страшное зрелище. Вообще не понятно, как в такую волну можно покинуть палубу или, наоборот, перескочить на нее.
В связи с малой скоростью нашего «плавучего лагеря» и отсутствием возможности швартовки на других островах, единственным вариантом достижения поставленных целей была моторная лодка. Да, погода для таких вояжей наблюдалась не самая лучшая. Ветер, волнение до трех баллов, совсем не «попутная» волна. Но задача поставлена, ее надо выполнять. Мы, пять человек «разведгруппы РГО», не морские волки, конечно, но ничего, справимся.
Моторная лодка, которой располагал наш корабль, довольно хорошо подходила для целей и задач путешествия. Пластиковое днище, надувные борта – ПВХ, два мотора по девяносто «лошадок». Супер! За штурвалом – наш капитан. В прошлом – офицер ВМФ, опытнейший моряк-балтиец, он лично взялся за доставку нас к островам, понимая сложность задачи и ответственность за нашу жизнь. Признаюсь, я ни разу не ходил по морю на моторке, да еще в сентябрьские ветра. Но об этих ощущениях – позже.
Замечу, что, несмотря на все наши многочисленные разрешительные документы, обязательным условием выхода в море было уведомление об этом по рации пограничников, чтобы наше передвижение не было принято за «самовольное проникновение в погранзону неустановленного судна». Также, мы уведомляли об этом перед выходом с острова на базу, что, к тому же, способствовало нашей безопасности в море.

Остров Соммерс
Первым островом по программе был Соммерс. Как я уже указывал выше, пока не буду приводить ни бывшие финские названия островов, ни подробные исторические справки по ним. В двух словах - крошечный островок к северо-востоку от Гогланда и к северу от Мощного, размером 950 на 450 метров. Рядом – его братишка, Малый Соммерс, коварный «камушек» в море. Соммерс после начала Советско-Финской войны 1 декабря 1939 года был занят нашей морской пехотой. Заблаговременно покинув остров, финны взорвали маяк и радиостанцию. А в связи с началом Великой Отечественной, уже нашим войскам пришлось оставлять его в период с 30 октября по 2 декабря 1941-го. 19 января 1942 года финны вновь вернулись на свой остров. После выхода Финляндии из войны, Соммерс был передан советскому командованию в сентябре 1944 года, а через год восстановили маяк.
Известно, что на Соммерсе расположена брошенная нашими морскими пограничниками база, которую они покинули в середине двухтысячных, как говорят. С этим же островом связана одна из самых трагических страниц балтийской военной истории – гибель советского десанта в июле 1942 года. Всё время, прошедшее с момента окончания войны, вплоть до «эпохи гласности» к этой теме военные историки не возвращались, материалы были засекречены. Да уж, действительно, зачем хвастаться бездарным планированием и проведением операции, цель которой – захват острова, так и не была достигнута?
Советских данных о потерях на Соммерсе я так и не нашёл в Сети. По финским данным, за четыре дня боев, РККФ и РККА потеряли 128 убитых и 149 пленных на острове и, приблизительно, около 200 человек, утонувших в ходе высадки. Прибавим сюда еще 7 торпедных катеров с экипажами и малый охотник, не считая поврежденных 20 кораблей других классов. Финны потеряли 21 человека убитыми и 63 раненными. Даже добавить нечего…
При обследовании острова меня очень огорчил вид брошенной пограничной заставы. Сам – бывший пограничник. Видел погранвойска в лучшие годы их существования, когда и части были в полном порядке, и технику берегли. Увиденное на острове, оставило горький осадок. Заброшенность, ненужность, бесхозяйственность, выброшенные государственные деньги. Ясное дело, кто их тогда считал, если дело касалось обороны и противостояния с «агрессивными планами НАТО».
Не могу не рассказать о бункере, выдолбленном в скале острова. Титаническая работа. Затрудняюсь указать площадь этого помещения, так как полностью его осмотреть было невозможно – большая его часть завалена мусором и металлоломом бывших хозяев острова – военных. По моему скромному мнению там может разместиться штаб небольшой воинской части или госпиталь, человек на 50. Мечтаю, что доживу до времени, когда на острове высадится студенческий экологический десант, чтобы опять вернуть Соммерсу былой порядок и красоту.
На этом рассказ о Соммерсе я заканчиваю, предлагаю читателю «насладиться» видами богом забытого уголка Балтики, размером менее одного квадратного километра.

Остров Большой Тютерс
Вот и пролетел первый день нашей экспедиции. В багаже сотни фотографий Соммерса, данные о наличии на нем построек, питьевой воды, рельефа и состоянии экологии. Вот особенно по последней позиции хвастать нечем. Фото красноречиво расскажут, во что превратился этот крошечный уголок России, «благодаря» активному присутствию военного человека.
Второй день путешествия встретил нас ненастной погодой. Море штормило, намечался дождь. Укутавшись, как и в прошлый день, во всё тёплое и непромокаемое, мы погрузились в лодку, и вышли в море. Полную скорость на лодке развить было невозможно. Волна и ветер подбрасывали наш «корабль», как лист фанеры. Лодка пролетала по нескольку метров над волнами и с грохотом опускалась вниз, при этом все члены экипажа, дабы не «осыпать» позвоночник, пружинили на согнутых ногах, не рискуя сидеть на лавках. «Насладившись» первыми тридцатью минутами перехода, решили изменить план дня. Вместо намечавшейся ранее цели, срочно пришлось пристать к другому острову – наше мореплавание становилось небезопасным.
Наступил один из самых долгожданных моментов в моей жизни – возможность ступить на остров, ради которого можно было пройти, проплыть и пролететь тысячи километров, чтобы увидеть своими глазами место на Земле, где «война замерла» на долгие годы – остров Большой Тютерс. Предупредив пограничников, мы попросили их связаться с двумя единственными жителями этого острова – семейной парой смотрителей маяка. Обойдя остров с восточной стороны, мы подобрались к его южной части, единственному месту, где была тихая бухта с небольшим пирсом. При подходе к суше пришлось идти самым малым ходом, очень мелко, множество разбросанных штормами камней и не меньшее количество мелей.
На берегу нас встретил смотритель маяка на УАЗе. Нам сразу показалось, что он как-то с недоверием, что ли, отнесся к цели нашего визита. На самом деле его настороженность, как выяснилось впоследствии, была всего-навсего скованностью от встречи с новыми людьми. К Большому Тютерсу корабль приходит два раза в год, чтобы доставить пищу, топливо и необходимые вещи. Я себе такое раньше даже представить не мог, что можно прожить в такой глуши без общения с людьми, без возможности надеяться на чью-то незамедлительную помощь, когда можно рассчитывать только на собственные силы.
Покидав рюкзаки в машину, мы, разумеется, решили пройтись пешком, чтобы использовать лишнюю возможность исследовать хоть поверхностно легендарный остров. Три километра до маяка пролетели практически незаметно. Но, с другой стороны, эти был один из самых ярких часов в моей жизни. Я никогда ранее не видел ничего подобного. Здесь, действительно, время остановилось. Всё было так, как и рассказывали летом ребята из РГО. Заросшие кустарником и деревьями фундаменты финской деревни, разбросанные повсюду металлические предметы быта и военного снаряжения, забытая история.
Остров Большой Тютерс - практически правильный овал, площадью 8,3 квадратных километров. Таким образом, чудом вспомнив школьную математику, прикидываем, что длина береговой линии – примерно 20 километров. Тут работы не на неделю, не на месяц…Пока шли по лесной дороге на маяк, заметили первый крупный военный артефакт – немецкий специальный прицеп для перевозки прожектора или 88-ми миллиметровой зенитной пушки. Вижу первый раз в жизни! Ни одного такого изделия на территории России не сохранилось! А тут – в полном порядке, разве что без колес! Ну, разумеется, как и на Гогланде, не обошлось на Большом Тютерсе и без нашей щедрой бесхозяйственности. Прямо у дороги стоит брошеный и разукомплектованный ГТС (ГАЗ-71), наш легендарный «гусеничный транспортер средний». Причем внешне – в изумительном состоянии. Кто и когда его здесь бросил – пока загадка. А уж сколько брошенного военного железа нам удалось заметить по пути – и не сосчитать. Жаль, но время не позволяло всё это осмотреть и сфотографировать. В объектив фотоаппарата попали лишь самые крупные, расположенные вдоль дороги артефакты. Но вот мы и на маяке. Каким-то чудом рядом с башней сооружения уцелел финский дом и хозяйственная постройка. Это и есть обитель наших новых знакомых-«отшельников» - гостеприимных хозяев, смотрителей маяка. В глаза бросилась хозяйственная рачительность, иначе здесь нельзя, - не выжить! Подсобное хозяйство, теплица, ГАЗ-66 в исправном состоянии, уже знакомые УАЗ, прицеп к нему. Во дворе – коптильня для рыбы, огромный резервуар для сбора дождевой воды. Вода на островах – не сказать, что роскошь, но, порой, по рассказам смотрителей, ее не хватает. Колодец у подножья маяка не всегда полон. Для ночёвки, пока на Балтике неспокойно, нам на шестерых любезно предоставили 2 свободные комнаты в доме, с печкой. Само убранство помещений – тоже на уровне. Скромно, но чисто и рационально. Кухня, как городская кухня. Газовая плита, телевизор, холодильник. Электричество собственного производства: день и ночь работает дизель-генератор. Есть радиостанция для связи с большой землей и пограничниками. Сами смотрители маяка – вольнонаемные Министерства обороны. Зарплата – «огромная». На обоих – 15 тысяч рублей в месяц плюс пищевое снабжение. Увидев в коридоре штабеля нераспечатанных ящиков с галетами, сразу понял, почему они сами пекут хлеб. Уж он-то повкуснее «армейской мацы» будет. Ну, вот и всё нехитрое хозяйство. Вроде, никаких военных тайн не раскрыл? Вечером, как стемнело, хозяева накрыли стол. Мы, разумеется, тоже поучаствовали, неправильно было бы объедать людей, для которых время прибытия «плавучего магазина» исчисляется полугодиями. Я достал армейскую фляжку, «начислил» всем по «сто грамм наркомовских», мы еще пообщались, да на боковую. Устали сегодня порядком, в основном от массы новых впечатлений. На следующий день выйти в море не получилось. Погода не радовала. Да и мы сами не особенно опечалились. А уж ваш покорный слуга так и вовсе – ругал Нептуна на чём свет стоит, чтобы тот злился и море мутил. Ясное дело - когда я еще окажусь на Большом Тютерсе? После завтрака руководитель нашей группы разделил ребят: двое идут в одну сторону по берегу острова, четверо изучают лесную дорогу и потом с выходом в другую сторону по побережью. Встреча планировалась в районе обеда где-то на берегу. Точной координатой особо не заморачивались, сложно не встретиться, идя навстречу по острову. Скажу сразу, что выйти с острова на базу нам удалось лишь утром третьего дня пребывания. Мы исследовали «райский» военный уголок. За эти два дня на Большом Тютерсе повидал я столько всего, что иному следопыту хватило бы на всю жизнь. Да, впрочем, мне и самому хватило. Вряд ли где-то в Калужской или Смоленской области я еще смогу найти столько образцов военной техники, сохранившейся порой в первозданном виде. Правда, ни одна пушка уже никогда не может произвести выстрел. По найденным в Сети материалам, военная история Большого Тютерса выглядела следующим образом. С началом советско-финской войны 2 декабря 1939 года остров был занят нашей морской пехотой. 31 октября 1941 года оставлен нашими войсками, как указано, «с перемещением материальной части и запасов в Кронштадт». Снова наши части заняли остров без боя 30 декабря и оставили его 28 марта 1942 года. 8 и 12(13) апреля две десантные операции, организованные с острова Мощный советской стороной по захвату Большого Тютерса, были отбиты совместными усилиями финнов и немцев. Еще с 9 апреля был назначен немецкий комендант острова и начались работы по обустройству позиций береговой артиллерии. 14 и 15 сентября 1944 года Большой Тютерс послужил базой для начала провальной операции немцев по захвату Гогланда «Tanne Ost». В итоге немцы оставили остров без боя 18 сентября того же года, а 20 сентября его заняли части морской пехоты РККФ.
За неспешным повествованием мы и подошли к окончанию визита на Большой Тютерс. Поблагодарив хозяев острова за радушный приём, мы, полные неизгладимых впечатлений, отправились на базу, остров Мощный. Не могу сказать, что море успокоилось, напротив, этот морской переход остался в памяти как самый экстремальный. Путь на Большой Тютерс теперь выглядел, как лёгкая разминка перед трёх-четырехбальным волнением, что нам пришлось преодолеть. Слава капитану! Слава ВМФ! И говорю я это совершенно искренне. Не хотелось бы мне в будущем повторять такие морские прогулки. Предлагаю вашему вниманию подборку фотографий по Заповеднику войны – острову большой Тютерс.

Остров Мощный
На исследование островов Мощный и Сескар оставалось всего полтора дня. На «совете капитанов» было принято решение, что оставшийся от перехода с Большого Тютерса день мы потратим на Мощный, а на обратном пути в Питер - зайдем на Сескар, он – самый восточный из всей этой группы островов. Мощный - второй по величине после Гогланда остров этой группы, площадью 13,4 квадратных километров. Во время войны Мощный – один из немногих островов, оставшихся в руках РККФ. Сейчас на нём две воинских части – пограничники и моряки. Сразу отмечу, нам удалось посетить обе, разницу видно невооруженным взглядом. Идеальный порядок у «погранцов», что, разумеется погрело мою душу, и «бардак» у моряков. Не отношу это к специфике родов войск, просто тут все зависит от командира. Начальник пограничников, проверив у нас документы, даже предоставил на несколько часов УАЗик-«головастик». Времени было в обрез, тут не то, что остров, пару дорог осмотреть было бы невозможно без транспорта.
Наличие военных на острове Мощный добавило ему, без сомненья, мощной обороноспособности, но никак не экологии. Я, конечно, понимаю, что мусоровозы из Кронштадта сюда вряд ли заглянут. Так, может, об этом задумаются и сами военные? Ведь как-никак – родная земля. Неужели трудно организовать мусоросборники, где жечь и закапывать всё, что нельзя по объективным причинам вывозить?
Ладно, там, мусор. На острове мы обнаружили кое-что, просто взбесившее нас – разбитое и оскверненное финское кладбище. Здесь всё было сделано «капитальнее», чем на Гогланде. Практически, не осталось ни одной целой могилы: или крест обломан, или могильный камень повален надписью вниз, чтобы уже точно не возникло желание вспомнить о покойных. Я, конечно, всё понимаю, война с «белофиннами», ненависть к грозному противнику, не пожелавшему отодвигать границу от Ленинграда, гибель товарищей в «Зимней войне». Но причем тут финские покойники? Они умерли до этой бесславной войны, и никакого отношения не имели к вершителям истории и человеческих судеб. Одной из целей нашего посещения Мощного было найти и осмотреть бывшую финскую пристань с гранитным пирсом, изюминкой этого острова. Когда-то здесь кипела жизнь. Были финские деревни, заходили крупные суда, велась торговля. Сегодня картина запустения – аналогичная любому из российских островов Финского залива. Былое великолепие и хозяйское отношение к своей земле угадывается лишь по очертаниям гранитных цоколей развалин домов да по строгости заброшенных кладбищ, на которых, кроме вандалов, видны еще и приметы нового времени – могилы наших солдат и моряков, павших в годы войны или умерших в послевоенное время.
Предлагаю вам самим ознакомиться с этим красивым островом. Жаль, что время не позволило его тогда рассмотреть подробнее и сделать больше фотографий.

Остров Сескар
Наступило утро выхода в море на нашем гостеприимном корабле-гостинице. Все вещи, кроме самых необходимых на последнем в путешествии острове, собраны, заряжены аккумуляторы для фотоаппаратов, проверены батарейки в навигаторе. В путь на остров Сескар! Сразу отмечу, что за два посещения этих островов, включая Гогланд, я заметил, что среди них нет двух одинаковых ни по природе, ни по геологическому строению, ни по боевой истории. Всё, как у людей – братья, но все разные, со своими характерами и внешностью.
Чтобы не терять время в пути наш «тихоход», спустив на воду моторку, пошел в Питер. Нам предстояло за пару часов собрать общие впечатления от Сескара, и отправиться в погоню за кораблем. Военная история острова богата событиями, но о ней вкратце. 30 ноября 1939 года Сескар был занят советской морской пехотой. Финны оказали незначительное сопротивление. В годы войны Сескар, как и Мощный, входили в Островной сектор Балтийского флота. С занятием немцами и финнами большинства островов в Финском заливе эти два острова стали передовыми пунктами базирования частей Балтийского флота. Погода в тот день выдалась просто замечательная. На Балтике осенью это означает, что море спокойное, светит солнце, но надо обязательно надеть всё тёплое и непромокаемое, что только есть в наличии. Выжимая из нашей лодки почти всю мощь, капитан плавно подошел к острову. Куда ни глянь – песчаные пляжи или нагромождения валунов размером с горбатый «Запорожец». При швартовке пришлось поднять моторы и задрать повыше болотные сапоги. Здесь природа была очень похожа на ту Балтику, которую очень люблю и многократно посещал – Балтийскую косу, или Куршскую, как вам будет угодно. Дюны, песок, сосны, мхи-лишайники, красота необыкновенная!
Ориентиром при высадке нам служили мачты связи пограничной заставы, расположенной недалеко от пляжа. Вот с «погранцами» пообщаемся, расскажут нам массу интересного, может еще покажут какие-нибудь достопримечательности острова. Но каково же было наше изумление, когда и эта застава оказалась закрытой. На дверях висел замок, общее запустение говорило о том, что военные покинули это место не вчера. Изучив территорию и осмотрев тонны металлического лома, обнаружили среди прочего хлама останки трехколёсного мотоцикла. Честно скажу, если бы мы пришли не на моторной лодке, а на корабле, обязательно бы вывез его на большую землю! Просто шедевр симбиоза вездеходной мысли и массы свободного времени! А тут – просто забытый экспонат эпохи, которую уже можно смело назвать «прошлое острова Сескар». Несмотря на грустное зрелище брошенной заставы и военного грузовика с кунгом, всё же нам удалось увидеть на Сескаре уголок, где красота и порядок соединились благодаря воле и характеру двух «местных жителей» – смотрителей маяка. И не простого маяка – уникального. Признаюсь, насмотревшись маяков царской постройки на Гогланде и Большом Тютерсе, я уже и не надеялся увидеть что-то в маячном хозяйстве, что бы могло меня поразить. Ошибся! Перед нами открылся чудесный комплекс местного маяка, где царил настоящий воинский порядок. Хозяевами базы были двое учёных, совмещавших какое-то нереальное количество должностей. Правда, при этом зарплата была у каждого одна. Ну, очередной российский вариант социальной справедливости. Смотритель, что постарше, тут главный, с седой копной волос и бородой, подробно нас «допросил» о цели прибытия, времени нахождения на острове, разрешительных документах. Старший нашей группы пошёл с ним в «офисно-гостиничное» здание самого современного вида, где и были сняты копии с наших документов. Для порядка. Все бы так следили за своими островами, как эти дядьки и Маленький Принц за своей планетой. Маяк и вправду оказался не простым. В принципе, если следить за его вентиляцией, можно даже не ремонтировать, не красить, не чинить стены. Маяк сделан из цельно-литых чугунных секций! Первый маяк этого проекта в Российской Империи. По сравнению с маяками Гогланда и Большого Тютерса этот выглядел просто как новый. Ну, что говорить, не удивительно при таких хозяевах. Кстати, по дороге на маяк нами были обнаружены развалины большой финской деревни и опять-таки разорённое финское кладбище! Да что ж такое! Конечно, много ума и смелости не надо, чтобы воевать с мертвыми. Даже фотографировать не стал, поганое было от увиденного настроение. Удивило, что посреди кладбища чьи-то заботливые руки установили маленькую табличку, напоминавшую потомкам, что здесь было ранее. Разумеется, были могилы и военных периода Великой Отечественной или более поздние. Обсуждать со смотрителями маяка «кладбищенскую проблему» не стали. Такие вещи на одной ноге не решаются. А ведь нам еще догонять корабль. Прикинув, что у нас есть еще пару часов, чтобы хоть бегло осмотреть остров Сескар, все планы нарушил капитан, который остался у лодки на пляже. По рации он сообщил, что резко портится погода, надо уходить. Времени у нас было буквально тридцать минут. Разговор с капитаном услышали «маячники». Вот, что значит – люди с хваткой, привыкшие в условиях суровых островов принимать правильные решения мгновенно. «Седой» схватил нас всех в охапку, закинул в служебный УАЗ, который выглядел просто новым, и в стиле Шумахера добросил нас до лодки, при этом маленько переборщив с «полицейскими разворотами» на дюнах. Не знаю как парни, но лично я уже был готов выпрыгивать через брезент на улицу. Поблагодарив за гостеприимство и помощь, мы покидали Сескар. Да что там Сескар, уходили с островов, догоняя наш, родной уже, корабль. Что же сказать на прощанье островам? Спасибо вам за чудесную экспедицию, за гору новых впечатлений, за полторы тысячи фотографий, за отличную компанию, за знакомство с мужественными бескорыстными жителями островов – смотрителями маяков и пограничниками.

Остров Соммерс
Вложения
32.JPG
2.JPG
1.JPG

Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:06

Остров Большой Тютерс
Вложения
9.JPG
12.JPG
17.JPG

Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:07

Большой Тютерс
Вложения
35.JPG
25.JPG
22.JPG

Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:08

Большой Тютерс
Вложения
59.JPG
51.JPG
48.JPG

Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:10

Остров Мощный
Вложения
P1020354.JPG
P1020353.JPG
P1020352.JPG

Raid
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Забытые острова Финского залива. Часть вторая.

Сообщение Raid » 27 окт 2019, 21:12

Остров Сескар
Вложения
38.JPG
25.JPG
15.JPG

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»